PRESSTOMSK.RU (permyakovr) wrote,
PRESSTOMSK.RU
permyakovr

Categories:

Томск. Часть 13. Значение Томска на Чайном Пути

2014_01_20_04_001-1024x699

Становление Томска как города-крепости совпало с освоением Московским государством Сибири, налаживанием отношений с азиатскими соседями, формированием самобытной сибирской культуры, в которой тесно переплелись обычаи местных этносов, пришлых казаков, переселенцев с европейской России и народностей, сосланных в Сибирь. Определенный отпечаток в истории города оставило и нахождение Томска на «Чайном пути».


В конце XVI века русские казаки под руководством Ермака, разгромив войско сибирского хана Кучума, начали освоение сибирских земель. Местные племена, которые первыми добровольно переходили в Российские подданство, получали не только освобождение от ясыка (дани), но и высокую милость быть принятыми лично царем. Так случилось и с Тояном — князем небольшого татарского племени эушта, жившего в XVII веке на берегах реки Томи.

20 января 1604 Тоян прибыл в Москву и подал царю челобитную с просьбой о приёме его племени под власть Московского государства и возведении в его эуштинской земле города. Уже 27 сентября 1604 по указу Бориса Годунова в непосредственной близости от поселения эуштинцев (Тоянов городка, территория современного Тимирязево) был построен острог, получивший название Томск. Томский острог на весь XVII век стал важным стратегическим военным центром. Именно из Томска отряды казаков уходили на восток на поиски новых земель. Несколько дипломатических миссий, в составе некоторых из них был и князь Тоян, отправлялись отсюда на Алтай, в Монголию и Китай.

42008_900

В 1619 году из Томска отправился в поездку в Пекин казак Иван Петлин; целью экспедиции было установление политических и торговых отношений с Китаем – это было первое после присоединения Сибири русское посольство в Китай. В 1638 году другой томский казак Василий Старков привез от Алтын-хана (Северо-Западная Монголия) ко двору Михаила Федоровича первый в Европе чай. (Тогда как в Европу впервые чай будет завезен голландцами только в 1648 г.) Известно, что при дворе чай приняли не сразу и сначала он использовался в европейской России как сугубо лекарственное средство.

2013_12_16_01_002

К началу XVIII века русские границы отодвинулись далеко на юг и восток Сибири и Томская крепость утратила свое военное значение, а стержнем городской жизни стал Сибирский, или Московско-Иркутский тракт. С этого же времени Томск превратился в место активной транзитной торговли, быстро рос, в последствии став одним из самых крупных в Сибири.

2014_01_20_04_002

Основным способом транспортировки товаров до строительства Сибирского тракта оставался водный транспорт. Из Кяхты товары доставляли до реки Селенга, там их перегружали на барки и другие суда. По Селенге суда доходили до Верхнеудинска, и через Байкал, Иркутск, реки Ангара и Енисей доходили до Енисейска. Из Енисейска по Маковскому волоку переходили в реки Кеть, Обь. В Томске товары «весновали», и с началом новой навигации отправляли в Тобольск, и далее в Нижний Новгород, Москву и Петербург.

Из книги А.Г. Субботина: «Большая часть чаев отправляется из Кяхты зимою, с января по апрель, остальные преимущественно осенью и в декабре. Чай, отправленные в ноябре и позднее, идет по зимнему пути в Ирбит: первый путь свершается во время навигации сплавом по Селенге или сухопутьем до Байкала, по так называемому коммерческому тракту, затем по кругобайкальской дороге, или по льду через Байкал; от Иркутска – по тракту на Красноярск, Томск, Каинс, ст. Еланскую, Ишим и Тюмень. До Ирбита доходит в 50-90 дней. Чаи, отправленные из Иркутска в феврале и марте доходят на санях до Томска, где ждут открытия навигации и везутся на пароходах по рекам Томи, Оби,, Иртышу, Тоболу, Турь до Тюмени, откуда идут до Перьми – прежде по торговому тракту, а теперь по железной дороге, от Перьми на пароходе по Каме и Волги в Нижний Новгород, а оттуда по ж.д. в Москву» («Чай и чайная торговля в России», 1892 г.)

DSC_5642

Оставался актуальным и караванный путь через Алтайские горы. «Путь к китайским пикетам налаживался постепенно по кочевым дорогам, по охотничьим тропам, вдоль речных долин и через горные перевалы. В некоторых местах приходилось преодолевать опасные кручи, нависавшие над руслом реки, так называемые бомы…. Все эти препятствия, предоставляемые природою, преодолеваются нашими купцами, ездящими на Чую и отправляющими туда каждый год несколько караванов с товарами. К Чуе наиболее доступен был путь из г. Бийска. Русским купцам требовалось шесть дней для того, чтобы пройти к месту торга, а караванам с товарами – десять. Вдоль этого пути купцы начали строить промежуточные склады, возле них основывались заимки», — из книги В.А. Липинской «Чай в русской культуре» (16-нач.20 вв) Сборник «Хмельное и иное. Напитки народов мира». Одним из первых селений, появившимся вблизи границы с Западной Монголией стал Кош-Агач. Позже, к концу XIX века, на деньги, собранные по подписке местной администрацией, дорогу улучшили – путь был расширен, наиболее крутые бомы подорваны. «Так создался чайный тракт по инициативе местных русских жителей и на их средства, была проложена самая красивая сухопутная дорога на юге Западной Сибири – Чуйский тракт. За Бийском дорога вливалась в местные пути, которые соединяли между собой горнозаводские поселения и выходили на центральный Сибирский или Московский тракт».

Точную дату начала строительства Сибирского тракта, по которому почти три столетия перевозили китайский чай, назвать невозможно, поскольку отдельные его участки возводились и осваивались в разное время.

chaj

Тракт в Сибири составлялся из ряда сухопутных дорог, самой старой из которых была дорога до Тобольска. Участок Тюмень — Тобольск был промерен и обеспечен ямщиками с 1601 года, позже получил почтовые станции, Тобольско-Тарский участок к 1745 году имел уже 20 почтовых станций. Далее на восток от Тары до Томска шёл участок, который в начале 40-х годов ХVIII в. был снабжён верстовыми столбами, а в 1761 году получил название тракта.

Томско-Красноярский и Красноярско-Иркутский участки возникли между 1726 и 1731 годами, проведение их стало возможно после установления безопасности этих местах в связи с откочёвкой на юг енисейских кыргызов, частичной заселённостью данных мест русскими крестьянами. Самые восточные участки Иркутск-Beрхнеудинск и Верхнеудинск-Нерчинск, а также путь на Кяхту долгое время были обеспечены лишь редкими зимовьями и частично оставались верховыми тропами.

Построенный в итоге Сибирский тракт шёл из Кяхты в Нерчинск, затем — Верхнеудинск, Иркутск Енисейск, Томск, Колывань, Каинск, Тару, Тобольск, Тюмень, Екатеринбург, Кунгур, Пермь, Осу, Казань, Козьмодемьянск, Арзамас, Муром в Москву.

img_2397_1

В середине XVIII века путь тракта изменился на более южный: от Тюмени он шёл через Ялуторовск, Ишим, Омск, Томск, Ачинск и Красноярск до Иркутска и далее как ранее.

В Томске память о Сибирском тракте до сих пор сохранилась в названиях двух улиц — Иркутского тракта, идущего на восток и Московского тракта, идущего на юго-запад, к месту бывшей переправы, а теперь «старого» коммунального моста через Томь.

В конце XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, что стало причиной сооружения железнодорожной Транссибирской магистрали. Все это время Томск был значимым транзитным пунктом.

Очень важным для томской чайной истории стал 1903 год — завершилось строительство Транссибирской магистрали. Основным транспортным узлом постепенно стал Новониколаевск (Новосибирск). Открытие регулярных перевозок по железной дороге положили конец караванной торговле, хотя чайная торговля по сухопутному пути продолжалась до 1929 года. Вместе с тем благодаря скорости доставки, чай в России значительно дешевеет, а его употребление становится массовым.

Поскольку Томск был одним из узловых пунктов чайного пути, а чай пользовался огромным спросом и предприимчивые томские жители быстро сколачивали на торговле чаем огромные состояния.

Одними из самых известных Томских чаеторговцев было семейство купцов Кухтереных:

2014_01_20_04_004

Новосибирский историк О.Н. Катионов, работая с архивами, обнаружил, что дед и отец, знаменитого томского купца Евграфа Николаева Кухтерина, были ямщиками и ходили в артели с другими ямщиками- связочниками, доставляя купеческие клади из Тюмени в Томск и Ирбит.

С развитием пароходства центр ямской гоньбы переместился в Томск, где скапливались грузы для Восточной Сибири и Китая и куда по этой причине перебрались многие доставщики из Тюмени — Пушниковы, Родионовы, Шешуковы. Сделал такой же шаг и Евграф Кухтерин, который тоже начинал свой бизнес с ямского дела.

В Томске Кухтеринское семейство поселилось на Иркутской улице (ныне ул. Пушкина), невдалеке от Воскресенской церкви. Усадьба стояла как раз по ходу движения обозов по Сибирскому тракту, представляя собой огромный двор для разгрузки товаров, здесь же располагались многочисленные службы, амбары, склады. В фонде Томского городового маклера сохранились десятки контрактов, которые фирма Е. Кухтерина заключила с разными фирмами о доставке грузов в Москву, Тюмень, Ирбит, Нижний Новгород, Казань, Иркутск, Кяхту, Ленские, Енисейские прииски. О размахе дела говорит тот факт, что в зиму 1886-1887 г. транспортная контора Е. Кухтерина перевезла 750 тыс. пуд. клади. Для этого понадобилось 3 тыс. ямщиков, которые управляли 15 тыс. возов, а всего в тот год через Томск прошло около 70 тыс. возов (данные из работы О.Н. Катионова «Некоторые итоги изучения роли извозного промысла в капиталистическом развитии Сибири») .

15 июля 1887 г. была зарегистрирована коммерческая фирма – торговый дома «Евграф Кухтерин и сыновья». Учредителем фирмы стал сам Евграф Николаевич, а полным членом-распорядителем назвал старшего, 26-летнего сына Алексея. Тот и подписал документ, как и все прочие контракты фирмы, «за безграмотностью» родителя.

Торговые операции Кухтериных начались с продажи чая, со временем расширялись и обороты, и ассортимент. По свидетельству «Сибирского торгово-промышленного календаря», Кухтерины торговали оптом и в розницу чаем, спичками, мукой, сахаром, мясом, спиртом. Кроме того, они владели конным заводом, пасекой. Промышленное дело братья начали с устройства в 1893 г. спичечной фабрики, затем стали владельцами мукомольной мельницы и винокуренного завода, были акционерами городской электростанции.

С развитием пароходства, томские купцы стали вкладываться в доставку груза по Сибири речным путем. Так в 1852 г. томский купец Тецков, селенгинские купцы Марьин и Кондинский вместе с иркутским Хаминовым образовали компанию «Опыт» для перевозки грузов между Томском и Тюменью. Они заказали в Бельгии железный пароход со 100-сильным двигателем, который в 1853 г. был собран в Тюмени, получил название «Ермак» и с 1854 г, начал свою работу.

Во второй половине XIX в Томске были построены промежуточные чайные склады, на которых оставляли товар, чтобы «не ронять цену на ярмарке». Стал меняться и характер торговли чаем – помимо ярмарок и базаров, в Сибири стали открываться бакалейные магазины и магазины колониальных товаров.

«Специальные магазины для розничной торговли чаем находятся во всех значительных городах России. Одни из них торгуют чаями собственной выписки прямо из Китая, другие получают от других крупных, оптовых и розничных фирм… Чай продается во всех так называемых колониальных магазинах, в бакалейных и мелочных лавках, иногда даже в галантерейных магазинах и в мелких банкирских контор; как товар чистый и занимающий мало места, он удобно может быть продаваем в неспециальных торговых заведениях, тем более, что цена его не вызывает сомнения и ясно помечена на его обложке

Все более или менее крупные чаеторговцы выпускают свои объявления отдельными листами для ознакомления публики с качеством и ценами чаев. Этими же объявлениями пользуются для рекламы с целью восхваления своей фирмы и привлечения покупателей. » (А.Г.Субботин)

Множество чайных лавочек, где продавались также сахар и сладости находились в торговых рядах на Базарной площади (современна пл.Ленина. Торговые ряды были взорваны в конце 70-ых г. XX века по указанию Егора Легачева, на их месте были выстроены Белый дом г. Томска и здание Драмтеатра.) Базарные ряды были удобно расположены рядом с городской пристанью, куда прибывали пароходы с грузами.

2014_01_20_04_005

Дореволюционные эксперты чайного дела в России отмечали, что «для Сибири в особенности чай составляет центральную отрасль торговли, которая дает тон другим сторонам местной экономической жизни». (1892 г.)

Однако, к концу XIX века, доставка чая из Китая морским путем стала дешевле, значение Кяхты и сухопутного чайного пути через нее упало; перевозка чая через Сибирь в Европу стала невыгодна. После завершение строительства Транссибирской железнодорожной магистрали окончательно изменилась схема транспортировки чая и других китайских товаров, исключив из нее Томск.

Осенью 1907 г. в томских газетах появилось объявление о прекращении транспортирования кладей фирмой Кухтериных с 1 января будущего 1908 г. Кухтерины благодарили «господ грузоотправителей за оказанное доверие в течение многих лет».
Автор: Светлана Никитина
Источник: http://teabrothers.ru


Читайте другие статьи о Томске:

Томск. Часть 1. ул. Красноармейская и Игуменский сад

Томск. Часть 2. Верхняя и Нижняя Елань

Томск. Часть 3. Буфф-сад, Городской сад и Университетская роща

Томск. Часть 4. Лагерный сад и пр.Ленина (до Мэрии)

Томск. Часть 5. Путешествие по Томи

Томск. Часть 6. Томский Арбат

Томск. Часть 7 По проспекту Ленина от Мэрии до Губернаторского квартала

Томск. Часть 8. Аллея Томских Пивоваров и Дворцовый сквер

Томск. Часть 9. ОБЩЕЖИТИЕ ТГУ - НАДГРОБНЫЙ ПАМЯТНИК ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ ИЛИ КАК ПОТРАТИТЬ 1 МЛРД. РУБЛЕЙ

Томск. Часть 10. Татарская слобода

Томск. Часть 11. Легенда Юрточной горы

Томск. Часть 12. Следственная тюрьма НКВД

Томск. Часть 14. Сквер памяти жертв политических репрессий и Сквер Басни Крылова

Томск. Часть 15. Съездил за город или отдых на природе

Томск. Часть 16. Томский фейерверк в честь Дня Пивовара с высоты птичьего полета.

Томск. Часть 17. "Изумрудный город" или путешествие в сказку
Tags: История и легенды Томска, Россия, Томск
Subscribe
promo permyakovr december 1, 2016 22:51 41
Buy for 10 tokens
Ну вот мне и 32 года. Каждый год ощущаешь себя чуть старее, чем прежде. И почему же? Хотя это риторический вопрос. В свой день рождения я обычно вспоминаю, что интересного произошло со мной в прошедшем году. А в этом году произошло ой как много чего. Чего только стоит покупка новой квартиры и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments